Rated by MyTOP
Антология политических репрессий - Нарушение прав человека в Украине

Версия для печати

Резникович и Билозир в одной больнице

Олесь БУЗИНА,

«2000» (19-25.08.2005),

19.08.05

Пока же ясно одно. Из чиновников системы Минкульта «гонениям» подверглись двое — Михаил Резникович и директор Киностудии им. Довженко Виктор Приходько. Оба, смею заверить, очень качественные менеджеры. Однако первый имел смелость поддержать на выборах Виктора Януковича, «так как тот много сделал для театра», а второй, что менее известно, приходится двоюродным братом депутату Сивковичу. Возглавляя парламентскую комиссию, тот никак не хотел признать факт отравления Виктора Ющенко. Факт, следует заметить, действительно пока не доказанный.

Несмотря на то, что суд признал увольнение директора Театра русской драмы Михаила Резниковича незаконным, Минкульт не спешит признавать этот вердикт. Война продолжается. С окончанием театрального сезона она приобрела даже неожиданный поворот. «Полководцы» обеих враждующих сторон, вконец измотанные и обескровленные, оказались чуть ли не на соседних больничных койках — в правительственной Феофании. И даже волею судеб встретились в коридоре кардиологического отделения.

Как мне стало известно из конфиденциального источника, близкого к правительственным кругам, встреча выглядела весьма драматично. В духе сентиментальной трагикомедии. Поправляющийся после гипертонического криза Михаил Резникович медленно шел по коридору. А навстречу ему пара дюжих санитаров якобы чуть ли не под руки провела г-жу министра Оксану Билозир, тоже в последнее время чувствующую себя не лучшим образом. Министр, если верить тому же источнику, подняла голову и, увидев Резниковича, почти сочувственно произнесла: «И вы тут?» «И я», — ответил не сдающийся директор как можно миролюбивее. Дальше будто бы последовала многозначительная и с трудом поддающаяся интерпретации фраза Оксаны Владимировны: «Мы еще будем с вами встречаться...»

Не берусь утверждать, что все происходило именно так с точностью до запятой. Но то, что встреча такая была, не подлежит сомнению. Мне удалось увидеться с г-ном Резниковичем и получить его подтверждение: «Я сказал ей в коридоре, что мы товарищи по несчастью...» С не меньшим удовольствием я бы пообщался и с г-жой Билозир. Но, увы, она недосягаема для меня уже довольно долгое время.

Предпоследнюю попытку я совершил весной, в день посещения правительством Музея народной архитектуры в Пирогово. Тогда среди «столпов» Кабмина можно было заметить и фигурку г-жи министра в голубом костюмчике. Чувствовала она себя явно неуютно, явившись в главную «деревню» страны почему-то на высоких каблуках. Но ее появлению я был искренне рад и, представившись, попытался исполнить служебный долг. «Оксана Владимировна, позвольте задать вам несколько вопросов», — попросил я. (Интересовал меня, естественно, больше всего набиравший обороты конфликт вокруг Русской драмы). «Позже!» — отрезала министр. Я подошел позже, будучи по природе человеком скорее стеснительным, чем навязчивым. Но тут Оксана Владимировна (ручаюсь, так и было!) стала от меня форменным образом убегать и даже угодила каблуком в ямку.

Я никогда бы не мог подумать, что пресса вызывает у новой власти, так много говорившей об открытости, подобную нервную реакцию! Но предпринял еще одну попытку. В более официальной обстановке. Обратился к советнику министра Сергею Пояркову (известному художнику-революционеру и моему старому знакомому) и попросил замолвить за меня словечко г-же Билозир.

Увы, и этот маневр не удался. Зато с другой стороной конфликта — г-ном Резниковичем я встретился без проблем. Достаточно было узнать номер мобильника и позвонить.

По словам Михаила Юрьевича, на данный момент счета театра «относительно заблокированы». Правда, задолженности перед коллективом (а это более четырехсот человек) нет. Но из-за письма Минкульта Госказначейство пока не выдает деньги на ремонт здания и «это все очень тормозит жизнь театра, потому что только в летний период можно что-то сделать с текущим ремонтом».

«Надеюсь, — сказал Резникович, — Министерство образумится и прислушается к мнению нашего коллектива. Собственно, к этому же призывает и постановление Верховной Рады».

Как рассказал мой собеседник, его контракт заключен до 2009 года. И уволить его с должности директора можно только с соблюдением специальной процедуры. Пересказывать ее подробности скучно и долго. Смысл сводится к тому, чтобы избежать административного произвола.

Если мы хотим действительно правового государства, то к таким скучным контрактам придется привыкать. Конечно, личностям активным, подозревающим во всем злоупотребления и тайные происки, заняв высокий пост, с такими ограничениями смириться трудно: хочется расправы скорой и театрализированной. Ведь они кажутся себе исполнителями воли народной, призванными искоренять «крамолу». Но поскольку что такое «крамола», точно не знает никто, — соответствующие правовые нормы способны превратить очередного административного «Калигулу» в скромного чиновника, расходующего энергию не на буйные выходки и публичные демонстрации самодурства, а на общественно полезную работу.

Ведь мало ли кто может прорваться к власти? Истории известны случаи, когда на руководящих постах оказывались субъекты с неуравновешенной психикой, склонностью к истерическим припадкам и даже к повышенной агрессивности. Еще памятен бывший министр обороны США, выбросившийся из окна лечебницы с криком: «Русские идут!» Несколько менее известен один из президентов Финляндии, который ни с того ни с сего однажды утром, вместо того, чтобы исполнять служебные обязанности, стал собираться в школу и искать свой ранец. Зато всемирно известен современник Нельсона и Наполеона — британский король Георг, страдавший шизофренией и кусавший слуг и собственную супругу. В стране тиранической, склонной пресмыкаться перед абсолютной властью, подобные герои имеют все шансы превращаться в Иванов Грозных. Но, к счастью, приведенные мною примеры относятся к конституционным правовым государствам. В них «оригиналам» не дали развернуться как раз благодаря скучным контрактам и правовым противовесам. При том же Георге Англия умудрилась даже выиграть войну у Наполеона, не заметив, что где-то наверху административной пирамиды медленно сходит с ума августейшая особа!

Что касается Михаила Резниковича, то основанием для его увольнения стал якобы неправильно заключенный договор аренды театрального общежития из восьми квартир. Однако подписи директора под этим документом нет. Его заключил заместитель. К тому же, как показали многочисленные проверки, договор был составлен с разрешения предшествующего министра культуры Юрия Богуцкого и согласован с Фондом госимущества. Задолженности арендаторов перед театром нет. Поэтому Подольский суд и приостановил приказ министерства об увольнении Резниковича.

Вроде бы все ясно. И тем не менее исполнительная власть никак не хочет признать судебное решение. Канитель продолжается. Министерство культуры подало апелляцию. Дело почему-то передано в Голосеевский район, что вызывает законное подозрение: не ищет ли власть удобного ручного судью, чтобы спрятать свои действия под маской законности? Сейчас, по словам директора, материалы процесса вообще затребованы для изучения Верховным Судом. Более чем запутанная история!

«Партий» в Театре русской драмы нет. За Резниковича — весь коллектив, кроме одной актрисы. Против — новый министр культуры. Чувствуется, что рассказывать обо всем этом 67-летнему директору очень нелегко. Он все время старался подбирать максимально корректные выражения. А потом не выдержал и сказал то, что, по-видимому, давно сдерживал в себе: «Я не понимаю, почему молчит Президент, ну хотя бы почему молчат представители его Секретариата, почему молчит Кабинет Министров?.. Люди театра многократно обращались с письмами, с просьбами вмешаться. Они хотят знать точку зрения высшего руководства нашей страны на то беззаконие, которое совершается. Пока ответ как в финале «Гамлета»: «Дальнейшее — молчание...» Как будто проблемы с театром им. Леси Украинки нет! Но она есть, и о ней знает вся Украина.

У меня возникает ощущение, что все, что происходит вокруг театра вот уже седьмой месяц, эта вакханалия бесконечных проверок Генеральной прокуратуры, ГлавКРУ, Шевченковской прокуратуры, УБЭП, ГНИ — лишь верхушка айсберга, а исполнители — просто марионетки, которых кто-то дергает за ниточки. А там под водой — семь восьмых — чья-то злая воля. Я должен уйти из театра, потому что этого хочет Ольга Сумская. Потому что я ей мешаю привольно манкировать своими прямыми актерскими, творческими обязанностями по отношению к театру, к спектаклям, к партнерам.

Так, балерина Кшесинская, любовница великого князя и фаворитка последнего императора, уволила с должности директора императорских театров князя С.Волконского только потому, что он отказывался ставить ее бенефисы в удобное для нее время.

Но этот случай — времен распада Российской империи. Если у нас такое возможно, тогда давайте выбросим в мусорную корзину все красивые слова о прозрачности поступков власти и признаем, что мы живем в государстве тоталитарном.

Может, к этому примешивается еще одна составляющая — антисемитизм. Но если это так, то давайте признаем, что в стране антисемитизм существует, и не бытовой, а государственный.

Вот к таким грустным выводам я прихожу после полугода абсолютно несправедливых гонений.

Спрашиваете, что будет дальше?.. Не знаю. Я дал телеграмму Президенту, в которой нет и гомеопатической доли неправды. Готов ответить в ней за каждое свое слово, но ответа пока нет...»

Пока же ясно одно. Из чиновников системы Минкульта «гонениям» подверглись двое — Михаил Резникович и директор Киностудии им. Довженко Виктор Приходько. Оба, смею заверить, очень качественные менеджеры. Однако первый имел смелость поддержать на выборах Виктора Януковича, «так как тот много сделал для театра», а второй, что менее известно, приходится двоюродным братом депутату Сивковичу. Возглавляя парламентскую комиссию, тот никак не хотел признать факт отравления Виктора Ющенко. Факт, следует заметить, действительно пока не доказанный.

Зато версия о мелочной мстительности новой власти после того, как попытались уволить именно Приходько и Резниковича, получила дополнительный аргумент. Иметь «не ту» позицию или «не тех» родственников в Украине по-прежнему опасно. Если не для жизни, то для здоровья или карьеры.

старт

Бюллетень
СДПУ(О)

АРХИВ

2006
март
февраль
январь

2005
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2004
декабрь

 
на стартовую     наверх