Rated by MyTOP
Антология политических репрессий - Нарушение прав человека в Украине

Версия для печати

Михаил Резникович: «Сегодня момент отчаяния существует в коллективе. Момент отчаяния, когда хочется выйти и закричать: «Виктор Андреевич!»

Оксана Степашкина,

собкор., Полит-террор,

15.07.05

«Мне часто задают вопрос: «Почему все это произошло?» На сто процентов я не знаю. Я думаю, что, очевидно, кто-то наговорил президенту много гадостей и про театр, и про меня. С другой стороны, возможно, было и то, что я поддерживал Виктора Федоровича Януковича».

Директор театра Русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович пригласил журналистов на пресс-конференцию для того, чтобы поведать о том, как работал театр в последние полгода. И удивительно было услышать рассказ о том, как удавалось работать в условиях беспочвенных постоянных проверок, блокирования счетов, невозможности платить зарплату. Но при всем при этом еще и создавать новые постановки. Сколько сил, выдержки, такта и человеческой порядочности надо иметь, чтобы противостоять беспредельному давлению, которое обрушилось на коллектив театра. Но театр выстоял. Театр живет надеждами на новые творческие взлеты.

Больно и горько вспоминать о предыдущих месяцах преследований человеку, который в свое время принял и поднял театр буквально из пепелища. Он рассказал присутствующим, что накануне пресс-конференции состоялось общее собрание коллектива театра, на котором единогласно было принято очередное обращение к руководству Украины, которое, как надеются сотрудники театра, будет донесено до граждан Украины посредством СМИ, т.к. то, что произошло на днях, говорит о целенаправленном уничтожении коллектива театра. На собрании было принято решение об обращении 18 июля с.г. в Генеральную прокуратуру Украины с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Министерства культуры и туризма, нарушивших определение суда и целый ряд законов Уголовного кодекса.

Михаил Резникович обратился к журналистам со словами благодарности за их мужество в стремлении правдиво освещать ситуацию вокруг театра: «Спасибо, что вы пришли. Нам это очень важно, потому что через вас мы общаемся с миром. Вы нам очень помогаете. Я должен даже поблагодарить вас за мужество гражданское, за то, что вы доносите нормальную и честную информацию».

Директор театра русской драмы подчеркнул: «Последние четыре месяца я не хотел раздувать пожар. Мне кажется, что это никому не нужно. Ни имиджу Украины, ни культуре. Я хотел, чтобы мы сегодня поговорили о творческих вещах, наконец. Но события позавчерашнего дня заставляют начать несколько с другого».

Михаил Резникович рассказал о незаконных и противоправных действиях со стороны Укрсоцбанка, Горказначейства и Министерства культуры в отношении театра. «Позавчера (13 июля-авт.) руководители нашей бухгалтерии мне позвонили и заявили, что в Укрсоцбанке и Горказначействе перекрыты все счета и возвращены платежи. Что пришли работники Министерства культуры вместе с человеком, которого назначила директором министр культуры, и заявили, что все подписи наши нелегитимны. Остановлена хозяйственная деятельность театра и проблема в том, что коллектив уходит в отпуск с 18 июля». Не трудно предположить, что в этой связи зарплата, отпускные и все прочие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью просто безосновательно блокируются.

«Мы обратились к средствам массовой информации. 14 июля, мы предоставили в Казначейство и в банк нотариально заверенное постановление суда, которое обязало меня до решения суда по сути дела трудового спора исполнять в полном объеме обязанности директора и художественного руководителя театра. В том же решении сказано запретить любые действия Юдову выполнять эти обязанности». На вопрос о том, кто такой Юдов, Михаил Резникович ответил, что это неудавшийся актер, который работал заместителем администратора, впоследствии уволенный за многочисленные прогулы. Основания утверждать это у директора театра есть, т.к. он имеет на руках объяснительные записки Юдова смешного содержания.

Вечером 14 июля с.г. документы вновь пришли в Казначейство и Укрсоцбанк, и Михаил Резникович выразил надежду на то, что счета все же будут разблокированы. При этом он возмущен незаконностью таких действий: «Я консультировался с юристами, - счета могут блокировать только по решению суда.»

Михаил Резникович с негодованием акцентировал внимание присутствующих на ложном сообщении, вывешенном на официальном сайте Министерства культуры и спорта: «Но самое интересное – эта чудовищная ложь, которая опубликована на сайте Министерства культуры. Я думаю, что Мюнхгаузен мог бы позавидовать. Там говорится о том, что это я заблокировал счета. На сайте нет подписи. Это черный пиар. Некому жаловаться, не на кого в суд подавать».

«Я думал, что после всего шквала проверок в течение пяти месяцев колотивших театр, наши взаимоотношения с министерством войдут в рабочее русло. Но после вчерашней клеветы я в этом не уверен», - подчеркнул Резникович.

Неправда, размещенная на официальном сайте министерства культуры не стала последней. Резникович гневно опроверг очередную ложь, прозвучавшую из уст министра культуры накануне проведения пресс-конференции: «Я вчера вечером слышал интервью министра Билозир в программе «1+1». Надо уметь так много сказать неправды за такой короткий промежуток времени. Три чудовищных лжи. Во-первых, она сказала, что театр охраняют три фирмы. Во-вторых, она сказала, что одна фирма охраняет лично меня. В-третьих, она сказала, что ее очень беспокоит финансовое обеспечение этих охран, потому что они все идут из бюджетных денег, которыми она очень и очень дорожит. Ложь первая: никаких трех фирм у нас нет. У нас есть «Титан», который нам помогает. У нас есть одна фирма (три человека), которые охраняют наше здание. Ложь третья: мы платим им из бюджетных денег. Мы не самоубийцы! Министерство культуры с первого января не дало нам ни копейки денег в так называемой графе «Другое», т.е. на свет и тепло в здании, на ремонт здания, на костюмы, на декорации. Поэтому, естественно, что нашей охране мы платим из наших денег, не бюджетных, а которые мы зарабатываем. …В каждом лицее, в каждой школе стоят охранники потому, что ситуация сегодня в обществе не та, которая была раньше. …Ведомства, курирующие нас, меня предупредили о том, что в это, достаточно напряженное, время для нашего театра могут быть всякие провокации. Исходя из этого у нас есть охрана».

Михаил Резникович с недоумением разводил руками: «Странно, что в апреле все началось с того, что театр якобы нанес убыток государству более 1 млн гривень, а сейчас министр культуры очень озабочена тем, что бюджетные деньги тратятся на охрану. Ей что нечем заняться кроме этого вопроса?»

Директор театра русской драмы им.Леси Украинки напомнил присутствующим о перипетиях последних шести месяцев. Чем-то это повествование напоминало хронику детективных расследований: «Я хочу сказать, что ни в одном театре, ни в одном учреждении культуры за это время не было столько проверок. Сначала месяц работала Генеральная прокуратура. Генеральная прокуратура присоединила к этому еще Контрольно-ревизионное управление. После этого в дело вошла Шевченковская прокуратура и Управление по борьбе с экономической преступностью, которое проверяло театр. Далее снова Шевченковская прокуратура пригласила КРУ, которое полтора месяца проверяло театр. В процессе проверки вдруг та же Шевченковская прокуратура пригласила еще и главную налоговую инспекцию, которая тоже полтора месяца проверяла театр. В результате этих всех проверок оказалось, - это было не только в актах, которые мы получили, но и телевидение, и пресс-служба КРУ сообщили, что никаких нарушений экономических в театре нет. Мы получили акт налоговой инспекции на 28 страницах о том, что никаких нарушений в театре нет. И Голосеевский суд издал решение, которое вступило в силу 13 июня, в котором сказано, что все пункты, связанные с претензиями Генеральной прокуратуры несостоятельны. Ни по аренде нет нарушений, ни по стройке нет нарушений».

С юмором и долей сарказма, присущими оптимистам, Михаил Резникович заметил: «Я очень рад, что наши коллеги из театра Франко, Театра оперы и балета, из ансамбля Вирского, из хора Веревки не испытали такого нашествия проверяющих, такого психологического давления и такого неуютного состояния подследственных. Я очень рад, что их не называли преступниками, что не говорили им, что они получат срок и сядут. Но я думаю, что наше министерство захлебнулось на нас, и уже у него не было времени так мощно проверять всех остальных.

Поэтому мы, по сути, сегодня в Киеве в сфере искусства выполнили миссию Киевской Руси, которая заслонила Европу от монгольского нашествия на триста лет. Мне бы не хотелось, чтобы у нас это продолжалось 300 лет. С нас вполне достаточно было этих месяцев». Последние слова Резниковича утонули в шквале аплодисментов.

«11 лет тому назад я пришел просто на пепелище, - вспоминает Резникович, - За прошедшее время поставлено 60 спектаклей, которые посмотрели 1миллион 300 тысяч киевлян. Практически это 70% жителей города и 5% электората, который принимает участие в голосовании. Мы гастролировали в Германии, России, Польше, Израиле, Турции. У нас работает единственная в Украине студия молодых актеров».

Директор театра не жалуется, а просто говорит о том, что «распоряжаться - не значит руководить. Руководить в театре очень трудно, потому что все время нужно искать компромисс между интересами дела и интересами отдельно взятой личности. И это не так просто». Но до глубины души приятно удивило другое: «Единственная неожиданность, которая для меня была – это, что очень нетипично, поддержка всего коллектива. Мне часто задают вопрос: «Почему все это произошло?» На сто процентов я не знаю. Я думаю, что, очевидно, кто-то наговорил президенту много гадостей и про театр, и про меня. С другой стороны, возможно, было и то, что я поддерживал Виктора Федоровича Януковича. Еще раз повторяю, что я с ним был незнаком. Но правительство Януковича всем национальным учреждениям повысило в 2 раза оклады, и появилась возможность более-менее нормально работать. Поэтому я начинаю думать о моральности власти.

Я очень много лет прожил во Львове. И в 1994 году один мой земляк львовянин вел очень активную агитацию в поддержку на выборах в пользу Леонида Макаровича Кравчука. И через год с лишним, после того, когда победил Леонид Данилович Кучма, этот львовянин получил звание народного артиста Украины. Это был Игорь Иванович Билозир».

Отвечая на вопрос нашего корреспондента о том, известны ли Резниковичу факты преследования или запугивания других членов труппы за то, что они отстаивали свою гражданскую позицию, он ответил: «Мне не известны факты запугивания наших коллег. Но у нас есть информация о том, что некоторые товарищи говорят о том, что это я запугал коллектив и они, как клонированные овцы бегут куда-то. Сегодня запугать никого нельзя».

Говоря о том, собирается ли он восстанавливать в суде свое попранное имя, Михаил Резникович с усталостью в голосе заметил: «Я не собираюсь пока что лично подавать никаких исков, потому что мне хватит одного иска. Вот давайте решим вопрос верно или неверно меня уволили. Потому что даже на Следственной комиссии Верховной Рады, все юристы, которые там присутствовали во главе с господином Мусиякой, очень грамотным юристом, говорили, что это увольнение было сделано беспрецедентно, в нарушение всех законов».

На вопрос о том, не боится ли коллектив уходить в отпуск, чтобы не случилось чего в их отсутствие, Резникович ответил красноречиво и односложно: «Боимся». Но при этом просто по-человечески после некой паузы добавил: «Но в отпуск тоже идти надо. При всей этой обстановке мы выпустили два спектакля. Мы пытались в этих условиях работать. …К нам обратилось испанское посольство с просьбой к 400-летию Сервантеса поставить пьесу Булгакова «Дон Кихот». Это первый пока что случай, когда они берут экономическое обоснование проекта на себя».

Поинтересовались журналисты у директора театра и тем, не приходило ли в голову Резниковичу в сложившейся ситуации просто сменить политическую ориентацию. Первым на вопрос ответил переполненный зал - дружным и продолжительным смехом. Михаил Резникович, оставаясь серьезным, видимо, чувствуя ответственность за людей, на это ответил так: «На сегодняшний день у меня нет никакой политической ориентации. И когда я поддерживал Януковича, тоже не было. Я поддерживал его как руководитель коллектива, которому дали жить. …Это правительство нашло деньги на то, чтобы поддержать. Я как нормальный и честный человек должен был это сделать».

Казалось бы, человек, который морально и психологически пострадал от политических перемен, все же находит в себе силы подсказывать нынешним властям, как нужно правильно поступать в сложившейся ситуации, призывая к консолидации: «Я считал, что победители должны думать о том, чтобы консолидировать общество и консолидировать творческую интеллигенцию. Это было бы очень большой их заслугой. И это бы очень сплотило Украину. В театре есть такое выражение: ты пришел в зал и колоши жизни оставил за его пределами. Мне представлялось, наивно, что выборы прошли. Не знаю, произошло ли это».

Показательно, что встреча с директором Театра русской драмы, интереснейшим человеком, длилась более часа. Не смолкали многочисленные вопросы и в кулуарах.

Кстати, размышляя вслух, Михаил Резникович вспомнил случай, который запомнился ему на всю жизнь: «Я работаю в театре много лет. Раньше нас часто вызывали туда, где раньше была улица Орджоникидзе, а сейчас Банковая. Там был ЦК партии. А сейчас там Секретариат Президента. Тогда улица была абсолютно пустынная. Ни одного человека. И посреди мостовой, в 11 часов утра, стояла женщина. Она держала одной рукой трехлетнего мальчика, второй рукой она держала пятилетнего мальчика и кричала одна на весь этот гигантский дом: «Владимир Васильевич!», имея в виду Щербицкого. Она была доведена до какого-то жуткого отчаяния. И стояли милиционеры, которые боялись к ней подойти. Я со всей ответственностью могу сказать, что сегодня вот этот момент отчаяния существует в коллективе. Момент отчаяния, когда хочется выйти и закричать: «Виктор Андреевич!»

старт

Бюллетень
СДПУ(О)

АРХИВ

2006
март
февраль
январь

2005
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2004
декабрь

 
на стартовую     наверх