Rated by MyTOP
Антология политических репрессий - Нарушение прав человека в Украине

Версия для печати

Режиссеры и исполнители

Николай ЗАКРЕВСКИЙ,

Киевские ведомости,

24.06.05

Не скажу за весь мир, но наша украинская действительность — таки театр. Политический. Жертвами которого становятся актеры, закулисные политики — режиссерами, а подведомственные им структуры — исполнителями коварных сценарных замыслов...

ДУМАЛ ли генеральный директор — художественный руководитель академического театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович, ставя на киевских подмостках в далеком 1995 году ануевскую «Школу скандала», что на житейской авансцене ему придется пережить ее по-настоящему ровно через десять лет?..

Ведал ли главреж Резникович, что его «Тема с вариациями» (постановка 1981 г.) получит продолжение много лет спустя в общении со следователями Генпрокуратуры, ревизорами КРУ?..

Предполагал ли профессор Киевского театрального университета им. Карпенко-Карого, что одна из его блистательных работ - «Предел спокойствия» - через много лет аукнется для него беспределом, за которым пока ни мира, ни спокойствия?..

Да, нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. И дело тоже... Но дело, которое так долго и упорно «шьют» Резниковичу, со всей очевидностью убеждает: идет «охота на ведьм», имеет место месть за политическую позицию.

Хронология нетеатрального действа

На президентских выборах Резникович — доверенное лицо Виктора Януковича. Вскоре после них представители Генпрокуратуры пришли с проверкой. 20 апреля, за неделю до 67-летия Резниковича, министр культуры Оксана Билозир во время и после парламентских слушаний заявила: «Вина (Резниковича) доказана. Дело передано в суд», а худрук и гендиректор освобожден от занимаемых должностей. 25 апреля Подольский суд столицы признал незаконным увольнение Михаила Резниковича, а 27-го — Печерский отменил решение Минкультуризма о разделении должностей художественных руководителей и генеральных директоров в отечественных учреждениях культуры — ведомство превысило свои полномочия и нарушило Конституцию. Между тем практически весь коллектив театра в количестве 300 человек вышел на митинг протеста у стен Кабмина в поддержку своего руководителя и потребовал отставки Оксаны Билозир.

Небезынтересно, что «культурный» министр так и не побывала ни разу в театре после скандала и не выслушала самолично мнения и аргументы представителей коллектива. Впрочем, не удостоила Оксана Владимировна приема и представителей инициативной группы театра.

И все-таки Резникович - провидец. В своей авторской трилогии «Театр времен. Жизнь театра», увидевшей, кстати, свет в 2001 году, он первой строкой предисловия (озаглавленного: «Тем, кто любит театр») предостерегает и, увы, одновременно предвосхищает нынешние политико-скандальные коллизии: «Внутренняя жизнь театра всегда драматична, даже если со стороны она кажется безоблачной».

Куда уж драматичней...

Как «шили дело»

«Утверждение Оксаны Билозир о том, что на руководителя театра заведено уголовное дело, мягко говоря, не соответствует действительности, — прокомментировал ситуацию еще в мае «Ведомостям» завлит театра Борис Куницын. — Еще до появления пресловутого приказа №225-к (об увольнении художественного руководителя — гендиректора театра русской драмы Михаила Резниковича, вследствие чего он оказался в больнице с гипертоническим кризом. — Прим. ред.) здесь побывало с проверкой КРУ. Потом — прокуратура. Не найдя искомых «улик», стражи закона вновь перепоручили театр КРУ. Одним из камней преткновения стала якобы незаконная аренда общежития театра. Четыре года назад Министерство культуры рекомендовало своим письмом сдать в аренду два из трех его этажей. Есть «разрешительное» заключение Фонда госимущества, а также официальные расценки. Казус в том, что фирма, с которой был заключен договор на аренду, так и не въехала в это помещение, хотя за него платила. Общежитием продолжал пользоваться театр, там жили делегации, постановочные группы, критики и т. д. При этом иногородние артисты театра получали доплату за съемное жилье, их кормили бесплатными обедами... Узнав, что дело заведено не было, коллектив театра обратился в суд, который восстановил Резниковича в должности... Министерство культуры подало апелляцию, 4 мая должно было состояться слушание, большая часть коллектива театра пришла в зал суда. Но никто из Минкульта не явился. Вместо этого поступило прошение о переносе слушания на вторую декаду июня... В театре вновь работает прокуратура, которая изучает совсем другие документы — четырехлетней давности...»

А разве не о нынешних политсценаристах из высоких должностных кабинетов и их «заплечных дел мастерах» предупреждает в своих размышлениях мастер сцены и слова? «Как неожиданно и стремительно быстро театральная мертвечина пожирает иногда живые клетки художника, как незаметно к людям театра подкрадывается театральное одичание, театральное средневековье... Театр, как всякое неприбыльное искусство, зависит от власти и, как всякое духовное искусство, обязательно в чем-то конфликтен к ней», - выводит формулу сосуществования высокого искусства с власть предержащими (еще раз напомним - в 2001 году) Михаил Резникович.

Признаем: люди нынешней власти, любовь к театру которых выливается, максимум, в одноразовый министерский «культпоход на спектакль», увы, на Мельпомену взирают через политический бинокль возможного получения дивидендов - должностных, партийных, корпоративных. Отсюда и «одичание», и «средневековье» - власти и людей при ней.

Да, театры и актеров отличают образы, но не должна, уверен, и их, и всех нас - зрителей и почитателей - разъединять «образа». Кто за кого голосовал и к чему призывал на одноразовом предвыборном спектакле - дело сугубо личное. Потому что любое правительство и любой министр — временные. А театр — вечен! Потому что в суде между властью и театром, между «стоящими у трона» и у ног Мельпомены должен быть Высший суд - Суд зрителя. Потому что культура - это прежде всего культ талантов, а не «ура» политиков.

Да, может быть разночтение вкусов, взглядов, предпочтений. Что театральных, что политических. Но в отношениях власти и искусства должно быть, думается, непреложным правило: политики управляют общественным процессом, но не правят театральными. И уж не травят режиссеров и актеров. Ибо театр начинается все-таки с режиссера, а заканчивается с... «вешателей» - тех, что при власти. И особенно с участием тех «підцвірінькувачів життя», говоря словами Александра Довженко, от которых остаются «п'ятаки мідних правд», но гибнет «чисте золото правди». Что театральной, что политической...

... Мне, зрителю, театр мил недосказанностью и одновременной многозначительной правдоподобностью. «Пусть в символах - намек, в словах - упрек, но тайна вечного сомненья - в поступках наших».

Мне, гражданину, и тысячам, уверен, соплеменников хочется думать, что затянувшаяся политпьеса с участием министра культуры и худрука театра закончится благородным финалом - примирительным. Ибо театр

- это не только место для зрелищ (как означает в переводе с греческого это слово). Театр - это, если хотите, послание всем нам: Творец Един, А Творчество рассудит.

старт

Бюллетень
СДПУ(О)

АРХИВ

2006
март
февраль
январь

2005
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2004
декабрь

 
на стартовую     наверх