Rated by MyTOP
Антология политических репрессий - Нарушение прав человека в Украине

Версия для печати

Зачем убивать здоровый организм?

Виктория МУРАТОВА,

Киевские ведомости,

14.05.05

Отстаивая своего руководителя, артисты Театра русской драмы готовы идти до конца. Подобного страна не видела уже почти 70 лет. Газеты и веб-сайты пестрят заголовками, до ужаса напоминающими те, которые читали наши отцы и деды в сталинские времена.

Прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг Театра имени Леси Украинки и его художественного руководителя Михаила Резниковича, "Ведомости" попросили актрису театра, народную артистку Украины Татьяну Назарову.

- Некоторые люди после шквала публикаций в СМИ считают, что в коллективе Театра русской драмы произошел раскол.

- Никакого раскола нет. И если кто-то подает информацию в таком ключе, что часть труппы "за Резниковича", а часть - против, то это лживые сведения. Потому что на многочисленных собраниях коллектива мы принимали резолюции и неоднократно утверждали, что своим единственным руководителем считаем Михаила Юрьевича. Свою позицию мы будем отстаивать до конца.

Иные мнения исходят от людей, которые в разные годы по разным причинам покинули театр - кто по собственной воле, кто в погоне за длинным рублем, а кто из-за дисциплинарных нарушений, систематических пьянок и даже выхода на сцену в нетрезвом состоянии. Среди них оказалась одна актриса, которая долгие годы делает вид, что работает в нашем театре. На самом деле она систематически отказывается от предложенных ролей. Наверное, у нее много дел на стороне - концертов, презентаций.

Вот эта группа людей сегодня и высказывает свои претензии к театру и его руководителю. Но это смешно, потому что с одной стороны - коллектив в количестве более 300 человек, а с другой - группа "обиженных" актеров. Для меня очень показательно заявление Евгения Паперного на пресс-конференции в УНИАНе, который сказал, что тоже хочет свой жирный кусок пирога. По-моему, цель и мотивы этих людей Евгений Васильевич выразил очень ярко.

Кстати, каждый из них по-разному уходил из коллектива. Того же Паперного, которого уволил из театра Эдуард Митницкий, Михаил Резникович принял снова. Во второй раз он ушел из театра после того, как чуть не сорвал спектакль, поскольку был в это время на гастролях антрепризы. Сейчас Паперный подает это в ином свете. Наверное, его можно понять. Уходил Паперный, когда зарплата была невелика и платилась нерегулярно. Сегодня она в два раза выше. В письме "обиженных" актеров утверждается, что только на "приближенных" сыпались звания, награды и блага. В то же время стараниями Резниковича "подписант" Дмитрий Лаленков получил квартиру, а Георгий Дрозд - звание народного артиста. Ученик Резниковича Антон Мухарский, в издевательском тоне высказавшийся о школе своего педагога, ушел из театра по собственной воле ради бизнеса... А ведь режиссер взял Мухарского в театр и дал ему возможность профессионально состояться, эта школа сделала его актером.

Мнение этих людей не является мнением коллектива театра. А мы сегодня не хотим видеть другого руководителя, кроме Михаила Резниковича, потому что он за 11 лет своей деятельности буквально вытащил театр из ямы.

- В открытом письме ваши бывшие коллеги утверждают, что "театр постепенно стал "карманным", ориентированным на запросы, в основном, одной актрисы..."

- Эти утверждения безосновательны, они объясняются скорее всего какими-то эмоциями и личной неприязнью, не имеющими никакого отношения к действительности. В нашем театре сейчас очень много молодежи - она играет хорошие роли, в том числе главные. За последние 10 лет выросла актриса, которую сегодня уже называют звездой украинского театра и кино, - Наташа Доля, и у нее не меньше ролей, чем у меня. Я пришла в театр 22 года назад, студенткой четвертого курса. Кстати говоря, меня пригласил Михаил Юрьевич, который тогда исполнял обязанности главного режиссера. Потом он был назначен на эту должность.

В течение трех лет его первого периода руководства театр был на взлете. Начала приходить молодежь - Резникович привел своих учеников, в том числе Люду Погорелову, Олега Исаева и других - каждый из них играл в спектаклях.

- Вы сказали, что пришли в театр более 20 лет назад. Что происходило с Резниковичем в эти годы?

- 20 лет назад, во многом благодаря усилиям Ады Николаевны Роговцевой, Резниковича очень несправедливо выжили из Русской драмы. С его уходом кислород молодым был перекрыт. Начался тот этап жизни театра, о котором сейчас очень многие не хотят вспоминать. Потому что это была череда смены руководства. Зачастую она происходила не без участия Роговцевой. Тогда ушли режиссеры Молостова, Кононенко, Владимир Петров - он не по своей воле уступил место Эдуарду Митницкому. И когда сегодня Ада Николаевна называет себя жертвой каких-то интриг, она очень лукавит, ведь центром интриг в коллективе долгие годы была как раз она. Будучи секретарем парторганизации, она была вхожа в высокие кабинеты власти, чем очень часто пользовалась, непосредственно влияя на судьбу коллектива, на увольнение и назначение.

Знаете, сегодня Роговцева говорит, что замечательного режиссера Эдуарда Митницкого выжили для того, чтобы сюда пришел Резникович. Эдуард Маркович руководил театром один год. Атмосферу в коллективе он определил сам, сказав однажды нашему актеру: "Вы еще не знаете, что такое 37-й год. Так я вам покажу". В архиве Русской драмы сохранилось письмо одного артиста, адресованное тогдашнему министру культуры Ивану Дзюбе. В нем описан весь ужас тогдашней атмосферы в театре. И когда в 1994 году 18 ведущим коллективам страны был присвоен статус национального, а должности художественного руководителя и директора объединены, в театр по конкурсу вернулся Михаил Резникович - после десяти лет отсутствия. Вот тогда все вздохнули с облегчением.

- Это был "второй приход" Резниковича в театр...

- Да. И вскоре мы забыли, что такое склоки, скандалы. Мы занимаемся работой, творчеством. И то, что сегодня коллектив так единодушно отстаивает своего руководителя, наилучшим образом свидетельствует о том, как много он за это время сделал для театра.

Я отлично помню те времена, когда мы играли при полупустом зале, а знакомые говорили, что больше не хотят ходить в Русскую драму. Нам всем было очень горько, но мы пережили этот момент.

Вот из этой ямы Резникович вытащил театр. На сегодняшний день он самый успешный в стране как по экономическим, так и по творческим показателям. А если "подписанты" пытаются найти какие-то иные причины, почему коллектив отстаивает своего руководителя, то каждый ведь судит в основном по себе. Кстати, на одном из наших собраний актеры попросили передать министру культуры, которая так ни разу и не побывала в театре, что здесь никто никого не запугивает, и, что не надо лечить здоровый организм.

- Татьяна Евгеньевна, что было с вами после того, как Резниковича убрали из театра?

- Я и многие молодые актеры перестали играть. Нам не давали ролей. Прошло немало времени, пока я начала постепенно выкарабкиваться из этой ситуации. В театр приходили режиссеры, которые стали приглашать меня в постановки.

Я свидетель: никому не стало лучше, когда выжили Резниковича. Театр от этого не выиграл. И сегодня - мы убеждены - не выиграет. И перестанет существовать в том виде, в каком привыкли воспринимать Русскую драму с его великими традициями психологического театра.

- В интервью "Ведомостям" Оксана Билозир ратовала за то, чтобы каждый актер в театре имел возможность воплотить свои творческие идеи.

- Если бы она побывала в нашем театре и больше узнала о нашей жизни, многие вопросы отпали бы сами по себе. Во-первых, Михаил Резникович всегда призывал актеров к самостоятельной творческой работе и предоставлял им возможность реализовывать мечты и планы. Очень многие спектакли ведущего репертуара вышли из таких самостоятельных работ.

- Я, например, видела спектакль Евгения Лунченко "Александр Вертинский. Бал Господень...".

- Совершенно верно. А недавно на сцене "Под крышей" показала новый спектакль Лидия Яремчук - "Браки совершаются на небесах" ее самостоятельная работа. Все творческое в театре только приветствуется.

- Татьяна Евгеньевна, как по-вашему, вся эта шумиха вокруг разделения должностей и смены руководства театра связана с политикой?

- Мы с коллегами предполагаем это, потому что Генпрокуратура пришла со своей проверкой сразу после окончания президентских выборов. Для нас это было шоком, потому что театр и прокуратура - вещи несопоставимые.

В одном интервью Оксана Билозир сказала по этому поводу: "Это очень плохо, что театр 80 лет не проверяли". После этого ведущие актеры нашей труппы записались на прием к министру, но и по сей день она не нашла возможности нас принять. Зато приняла актрису Ольгу Сумскую.

Разделение должностей директора и художественного руководителя, с нашей точки зрения, - возвращение к советской системе. Мы в ней прожили много лет и хорошо знаем, что это метод сталкивания лбами. Как правило, за редчайшими исключениями, трения между творческими людьми и администраторами возникают всегда. Зачастую они решаются драматично. Труппа начинает раскалываться, это приводит к склокам и конфликтам.

Модель единоличного руководства театром - как раз европейская. Мы очень тесно сотрудничали с Мюнхенским Резиденц-театром. Так вот, там подобная должность называется "интендант театра". Более того, как показал опыт последних лет, это имеет смысл.

- Как развиваются события после пикетирования Кабмина артистами театра в поддержку Резниковича?

- Мы простояли четыре часа и ушли после того, как первый помощник Юлии Тимошенко пообещал нам организовать встречу с ней. Но и по сей день обещание не выполнено.

Мы готовы идти до конца, отстаивая своего художественного руководителя! Потому что, во-первых, это безумно несправедливо, а во-вторых, никто не хочет, чтобы сегодня разрушили театр.

- Ваши бывшие коллеги утверждают, что в коллективе - казарменный режим...

- Да это глупость, которую я даже не хочу комментировать!

-... и вертушка на проходной, как на заводе.

- Кстати, если быть точным, то вертушку поставил один из "подписантов", г-н Авдеенко, в то время он был заместителем директора. Театр продолжает жить, спектакли идут, новые постановки репетируются. Надеемся, что несмотря на все неприятности состоится премьера спектакля "Весь Шекспир за один вечер". Мы любим нашего зрителя и очень ценим его доверие и признательность - мы завоевывали его очень тяжким кровавым трудом 11 лет, и это наш самый главный капитал. Мы не можем подвести зрителя!

- Предположим, все-таки новый директор будет назначен...

- Нам уже представляли директора! После того, как на парламентских слушаниях министр объявила об увольнении нашего руководителя, на следующий день в театр пришел Николай Юдов. У нас было очередное собрание. И вот он вышел с какой-то бумажкой и сам представил себя как исполняющего обязанности генерального директора. Под свист и крики "позор!" он покинул зал. Николай Юдов когда-то работал у нас администратором, и коллектив его знает. Он был уволен за прогулы. В архиве по этому поводу сохранилась его объяснительная записка...

В общем, так называемый и. о. директора Юдов несколько дней ходил по театру и рассказывал всем, какой Резникович преступник, требовал печать, чтобы начать руководить. Но коллектив его не принял, отторг.

ХРОНОГРАФ

ЧЕРНОБЫЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

24 марта Минкульт издал приказ №166 о разделении должностей художественных руководителей и директоров национальных коллективов.

4 апреля в российских СМИ, а также в "Вашингтон Пост" опубликовано открытое письмо деятелей культуры к Президенту Украины. По их мнению, Генеральная прокуратура Украины начала проверку хозяйственной деятельности Театра русской драмы исключительно потому, что Резникович был на выборах-2004 доверенным лицом Виктора Януковича. В письме, в частности, говорится:

"Творчески Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки нынче успешно конкурирует с замечательными творческими коллективами Москвы и Санкт-Петербурга. Нам кажется, что такая творческая конкуренция идет только на пользу культурному имиджу независимой Украины.

Уважаемый Виктор Андреевич! Вы провозгласили европейский выбор Украины, приверженность европейским ценностям. Мы убеждены, что присутствие сотрудников Генеральной прокуратуры за театральными кулисами - это не европейский выбор. Мы просим вас не дать разрушить нынешний замечательный Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки".

Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Юрий Соломин, Давид Боровский, Галина Волчек, Александр Калягин и др.

8 апреля генпрокурор Святослав Пискун на заседании ВР заявил, что подразделения прокуратуры проверяют не только Театр русской драмы, но и "очень много учреждений культуры".

20 апреля Оксана Билозир в ходе парламентских слушаний сообщила, что Михаил Резникович освобожден от должности генерального директора и художественного руководителя Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки и в отношении его возбуждено уголовное дело.

25 апреля Подольский суд Киева признал незаконным увольнение Михаила Резниковича.

26 апреля Резниковичу исполнилось 67 лет - 43 из них он посвятил служению искусству.

27 апреля на митинге у стен Кабмина коллектив театра выразил недоверие Оксане Билозир, потребовал ее отставки и публичных извинений министра культуры перед Михаилом Резниковичем.

27 апреля Печерский районный суд столицы отменил решение Минкульттуризма о разделении должностей художественных руководителей и генеральных директоров в отечественных учреждениях культуры - ведомство превысило свои полномочия и нарушило Конституцию.

По материалам информагентств

ДЕЛО ШИТО МИНИСТЕРСКИМИ НИТКАМИ

После того как с трибуны Верховной Рады министр культуры и туризма заявила об увольнении художественного руководителя и директора Театра русской драмы Михаила Резниковича, он свалился с гипертоническим кризом.

А вот что сообщил "Ведомостям" завлит театра Борис Курицын: "Утверждение Оксаны Билозир о том, что на руководителя театра заведено уголовное дело, мягко говоря, не соответствует действительности. Еще до появления пресловутого приказа №225-к здесь побывало с проверкой КРУ. Потом - прокуратура. Не найдя искомых "улик", стражи закона вновь перепоручили театр КРУ. Одним из камней преткновения стала якобы незаконная аренда общежития театра. Четыре года назад Министерство культуры рекомендовало своим письмом сдать в аренду два из трех его этажей. Есть "разрешительное" заключение Фонда госимущества, а также официальные расценки. Казус в том, что фирма, с которой был заключен договор на аренду, так и не въехала в это помещение, хотя за него платила. Общежитием продолжал пользоваться театр, там жили делегации, постановочные группы, критики и т. д. При этом иногородние артисты театра получали доплату за съемное жилье, их кормили бесплатными обедами.

Еще до начала следствия кто-то поторопился объявить о финансовых нарушениях, из прокуратуры организовали утечку информации на один из сайтов в Интернете. Очевидно, кому-то это было нужно? Более того, в сети даже появилась сумма ущерба. Но когда адвокаты театра стали выяснять подробности в компетентных органах, им ответили, что соответствующих расчетов пока нет. Узнав, что дело заведено не было, коллектив театра обратился в суд, который восстановил Резниковича в должности. После этого представители коллектива пикетировали Кабмин с требованием отставки министра и ее публичного извинения. Потому что по сути с трибуны на всю страну она назвала Резниковича преступником. Но ведь существует такое понятие, как презумпция невиновности! Министерство культуры подало апелляцию, 4 мая должно было состояться слушание. Большая часть коллектива театра пришла в зал суда. Но никто из Минкульта не явился. Вместо этого поступило прошение о переносе слушания на вторую декаду июня. Суд отклонил его и вторичное заседание назначил на 25 мая. Сегодня в театре вновь работает прокуратура, которая изучает совсем другие документы - четырехлетней давности..."

ИЗ ДОСЬЕ "КВ"

Михаил Резникович родился 26 апреля 1938 года в Харькове. Окончил ЛГИТМИК (мастерская Георгия Товстоногова). С 1963-го - режиссер Театра им. Леси Украинки, с 1982-го - главный режиссер, с 1994-го - главный режиссер и директор. Профессор Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Постановки: "Дети Ванюшина" (1970), "Отелло" (1978), "Предел спокойствия", "Тема с вариациями" (1981), "Охота на уток" (Пекин, 1990), "Дворянское гнездо" (Ленинград, 1991), "История одной страсти" (1994), "Школа скандала" (1995). Автор книги "Долгий путь к спектаклю" (1979). Народный артист Украины (1980), лауреат Государственной премии им. Шевченко (1983).

ПОДДЕРЖКА КОЛЛЕГ

Узнав из СМИ о драматических событиях в дружественном театре, деятели немецкой культуры обратились с открытым письмом к Президенту, премьер-министру и министру культуры и туризма Украины.

В нем, в частности, говорится:

"Театр Леси Украинки был на гастролях в Мюнхене, Штуттгарте, Мюльхайме и Леверкузене и таким образом дал возможность немецкой публике приблизиться к украинской литературе и театральному искусству. Наряду с этим гастроли Баварского государственного драматического театра, а также работа немецких режиссеров в стенах Театра Леси Украинки внесли свой вклад в процесс обоюдного понимания и раскрытия друг друга. С другой стороны, в течение трех лет проходившие в стенах театра под руководством профессора Резниковича и при поддержке Немецкого культурного центра им. Гете фестивали немецкоязычной драматургии дали возможность представить украинской публике немецкую литературу. Подобные опыты придали нам уверенности в возможности планирования дальнейших совместных с театром проектов, осуществление которых в нынешней ситуации оказалось под угрозой. И прежде всего мы рассматривали возможность интенсивного общения между молодыми актерами-студийцами и студентами-актерами обеих стран в качестве шанса для нашего совместного будущего. Театр Леси Украинки во всех совместных проектах проявил себя как прекрасно организованный, готовый к сотрудничеству организм. Хорошая творческая атмосфера между руководством, актерами и техническим составом ощущалась постоянно и оказывала позитивное воздействие.

Мы очень надеемся, что нынешняя ситуация в отношении Театра Леси Украинки, его труппы, а также в отношении дальнейшего развития культурных контактов между Украиной и Германией в области театрального искусства будет прояснена. Также мы надеемся, что принятое решение еще раз будет продумано и взвешено, поскольку рассматриваем возникающие с отстранением профессора Резниковича от должности коренные изменения как огромную потерю.

Посеянные за последние годы украинской и немецкой сторонами семена с огромным трудом требуют дальнейшего тщательного ухода, с тем чтобы Европа и в культурном отношении могла идти путем сближения.

Клаус Дитер Оппитц (Баварский государственный драматический театр, директор-распорядитель), Фридрих Ширмер (Штуттгартский государственный театр, директор и художественный руководитель), Маттиас Хартманн (Бохумский драматический театр, директор и художественный руководитель), Кристиан Штюкль (Мюнхенский народный театр, директор и художественный руководитель), Георг Жено (режиссер, Гамбург) и др."

Мюнхен, 23 апреля 2005

старт

Бюллетень
СДПУ(О)

АРХИВ

2006
март
февраль
январь

2005
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2004
декабрь

 
на стартовую     наверх