Rated by MyTOP
Антология политических репрессий - Нарушение прав человека в Украине

Версия для печати

Комедия в Русской драме

О.Бузина,

2000 (13-19.05.05),

13.05.05

Резникович не скрывал, что поддерживает на выборах кандидатуру Виктора Януковича. Но точно так же не особенно скрывал это и Богдан Ступка в соседнем театре им. Франко. И там же тлел конфликт между ним и двумя «оппозиционерами» — Богданом Бенюком и Анатолием Хостикоевым.
Однако наказана именно Русская драма.
Почему?
Потому что русская.

Если увольнение директора киностудии им. Довженко Виктора Приходько — бесспорный промах нынешнего Министерства культуры, то с «изгнанием» худрука киевского Театра русской драмы Михаила Резниковича даже на первый взгляд все не так просто. Слишком уж неоднозначна эта фигура на поле столичной культуры.

Что ждет киностудию, если Приходько не вернут, ясно — возвращение в ситуацию тихого умирания, в котором она пребывала до него. Туалеты опять обрастут «мхом», а полутрезвые личности, насколько их здоровья хватит, еще некоторое время послоняются довженковским садом, выцеживая из себя слезу о гибели «кіномистецтва», чтобы закусить солененьким. Потом все просто умрет — тихо и без революционного пафоса, зато окончательно. Сам же Приходько скорее всего займется созданием собственной частной киностудии — эдакого «украинского Голливуда», ни в чем не зависящего от очередной фазы в состоянии неустойчивой психики нашей госсистемы. По крайней мере именно такими планами он поделился, рассказывая, что будет делать после того, как закончится суд с Минкультом.

А вот скандал вокруг Русской драмы может принять самые непредсказуемые формы. Дело-то происходит в настоящем театре, где победитель в первом акте может быть неожиданно повержен в развязке. И тогда — знаменитая немая сцена. Точь-в-точь, как в гоголевском «Ревизоре». Правда, официально в репертуаре театра им. Леси Украинки комедия эта сейчас не значится, нет ее и в афишах. Но по факту играют именно ее — в исполнении следователей прокуратуры и «чиновника из Петербурга» — ой! простите, «еврокомиссара» из Лемберга, то есть Львова — министра Оксаны Билозир.

Итак, по порядку. На парламентских слушаниях по культуре г-жа Билозир заявляет о снятии Резниковича с должности руководителя театра. Делает она это в такой форме, что у присутствующих создается однозначное мнение: экс-директор — опаснейший преступник, на которого заведено уголовное дело. Впоследствии выясняется — дама-министр, кичащаяся своей юридической подкованностью, плохо разбирается в правовых формулировках. Дело открыто не на Резниковича, а «по факту». В театре якобы совершены какие-то экономические нарушения, прокуратура разбирается, так ли это, но причастен ли ко всему худрук — неизвестно!

Возникает вопрос: достаточно ли этого для снятия? Кто-то доказал, что с бандой, вооруженной кухонными ножами, он завладел государственным театром, забаррикадировался в нем и десять лет присваивал выручку из театральной кассы? Нет, никто из наблюдавших за деятельностью Михаила Юрьевича в должности директора Русского театра им. известной украинской поэтессы ничего подобного за ним не заметил.

По-видимому, основания, выдвинутые г-жой Билозир, показались безосновательными не только мне, но и коллегам по работе г-на Резниковича. Неожиданно для всех они собирают мощнейшую демонстрацию и выходят прямо к Кабмину — требовать отставки главы Минкультуризма Оксаны Билозир.

Тут я должен сделать лирическое отступление. Да простят мне представители этой творческой профессии, но актеры недаром сами себя называют «сучьими детьми». Ни дня не служившие в армии молодцы всю жизнь играют боевых генералов, а трясущиеся от вида собственной тени герои — крутых пацанов из «бригад». Вывести таких против чего-то протестовать — задача такая же неподъемная, как из гашековских дезертиров сформировать дивизию головорезов СС. Тем не менее «лесеукраинцы» поднялись и вышли, доказав, что они, в отличие от других, не «сучьи дети».

Я присутствовал на этой акции. И, замечу, она действительно напугала новую власть. Одно дело рассказывать, что против замечательного режима Виктора Ющенко протестуют какие-то «темные шахтеры», согнанные в Киев «коварными» донецкими, и совсем другое — видеть, как лозунг «Куму в отставку!» выкрикивает красавица актриса, которую в дикости никак не упрекнешь.

То, что у власти наблюдался именно испуг, — не мое предположение, а твердая убежденность, основанная на фактах. Почти сразу же после митинга у стен Кабмина в УНИАН была проведена ответная пресс-конференция нескольких актеров, недовольных Резниковичем. Перечень участников даже впечатлял — Ада Роговцева, Дмитрий Лаленков, Антон Мухарский, Ольга Сумская и два ее мужа. Бывший — Евгений Паперный. И действующий — Виталий Борисюк. К сожалению, блистательный ансамбль исполнителей был вконец испорчен бездарной режиссурой. «Уши» подлинного заказчика мероприятия торчали тут же — в виде представителя Минкультуризма по связям с общественностью Оксаны Мельничук. Она-то и запорола всю «оперетку». Обвинив присутствующих «акул пера» в том, что они работают по темникам прежнего режима, тезка министра принялась расхваливать свою патронессу в такой провинциальной манере, от которой свело бы скулы даже у самых отъявленных любителей сладкого. Присутствующие узнали, что г-жа Билозир — «народная артистка, известная во всем мире», к тому же имеющая «огромный опыт работы в Европе» (интересно, в каких концертных залах?), а под конец разошлась так, что получилось, будто не министр на Президенте въехала во власть, а Президент на министре: «Та огромная поддержка, которую получил Виктор Ющенко за границей во время выборов — это благодаря тем концертам, которые проводились Оксаной Билозир». В общем получилось, как в доброй старой украинской пьеске, где кума, что бы ни говорили, всегда главнее кума. Но лучше бы пани Мельничук всего этого не «молола», потому что своими выступлениями она уничтожила даже то относительно неблагоприятное впечатление о Резниковиче, которое могло бы сложиться о нем после выступлений Дмитрия Лаленкова или Ольги Сумской.

Конечно, я глубоко сочувствую первому из них, посетовавшему, что в театре им. Леси Украинки «ходят в тапочках». Конечно, лучше бы в кирзовых сапогах — и ногам свободнее, и запах гигиеничнее. Какой ужас, что актеров требуют расписываться о приходе — это ли не доказательство тиранических замашек худрука! Просто не Резникович, а Карабас-Барабас какой-то, изгаляющийся над бедными Мальвинами и Пьеро! А как не войти в положение несчастной Ольги Сумской, у которой, по ее словам, «первый супруг ушел, второй супруг ушел»? Действительно страшно! Просто триллер какой-то. Театр, из которого исчезают мужья. Даже в будущее заглядывать не хочется — появится вдруг третий супруг и тоже того — уйдет. Люби после этого театр в себе! Вот бы сделать из него гарем — чтобы никто никуда не исчезал и все были под рукой.

А если без шуток? Если без шуток, то единственным членом труппы театра им. Леси Украинки на пресс-конференции была та же Ольга Сумская. Все остальные — «отставники». Антон Мухарский давно расстался с актерской профессией и успешно занимается бизнесом. Ада Роговцева, да простят мне нелицеприятную правду, вряд ли сможет играть роли юных романтических девушек, к которым всегда испытывала вечный зов. Нет, она, конечно, великая, талантливейшая актриса. Я помню ее в замечательной «Даме без камелий».

Но победил ее не Резникович, а то, против чего бессилен каждый из нас — время.

Лаленкова же можно хоть каждый день лицезреть в телесериале «Леся + Рома» на канале ICTV. Достаточно скромный по своим возможностям актер — в любой роли с одним и тем же убитым выражением лица, навевающим смертную тоску.

А что касается Сумской... Тут разговор особый.

Одно из самых распространенных обвинений Михаилу Резниковичу в околотеатральных кругах — то, что Сумскую он якобы задвинул, а Татьяну Назарову как жену экс-вице-премьера Дмитрия Табачника, наоборот — сделал примой, фактически заставив театр подстроиться под нее. Конечно, это правда. Но не вся. Назарова ведь не родилась женой Табачника. И не он ее в Русскую драму за руку привел. Каждая из них получила то, чего больше всего хотела — как это часто и случается в жизни.

Различия между Назаровой и Сумской в том, что первая — прежде всего театральная актриса, а вторая — дама, щедро наделенная талантами во всех отношениях. Актерский дар — только малая толика ее широкой творческой натуры. Сумская умеет и делает много такого, что для Назаровой совершенно неорганично. Честно говоря, просто свыше ее скромных амбиций.

Список же достижений главной Роксоланы нашей страны велик и многогранен. Она умеет сниматься в малобюджетных исторических телесериалах на восточно-базарную тематику. С не меньшим рвением способна сыграть роль женщины-вамп в непритязательном боевике. Великолепно, с однообразно прекрасным лицом, читает подводки к чужим гениальным фильмам на одном из ведущих телеканалов страны. Может вести вечеринки для новых украинцев и прочие светские мероприятия, производя всеобщий фурор новыми ботфортами на замечательно стройных (без шуток, господа!) ногах. И, чуть было не забыл, Сумская — еще и лицо рекламной кампании одной из самых дешевых марок обуви. Одним словом, ее так много, а храма Мельпомены для нее — так мало. Она — человек, который всегда хочет занять территории больше, чем реально способна контролировать.

Мысленно ставя себя на место режиссера любого театра, где бы числилась в штате Ольга Сумская, я, честно говоря, не завидую ему. Для такой «звезды» необходимо держать несколько дублерш (по одной на каждую роль) и постоянно трястись, не перехватит ли ее кто-то по дороге на вечерний спектакль. Для этого нужны железные нервы. А вдруг дублерша в один момент заартачится? Вдруг ей тоже предложат сниматься в рекламе какой-нибудь мыльной воды, а она не устоит, бедная? Что ж тогда самому натягивать женское платье и на сцену — ногами дрыгать? Тем не менее жестокий монстр Резникович все-таки давал Сумской роли, которые она сама же однажды назвала «достойными» — в «Крокодиле», «Бешеных деньгах» и «Ревизоре». И даже сейчас в лермонтовском «Маскараде» ей предоставлена великолепная возможность перевоплощаться в баронессу Штраль.

В прошлую субботу я пошел на этот спектакль именно ради нее. Во-первых, хотелось увидеть, как она играет в классической пьесе, а не в доморощенном телесериальчике. Во-вторых, чисто психологически было любопытно, что в ней победит — собственное «я» или актриса, способная жертвовать собой ради искусства? Хватит ли у нее духа играть рядом с людьми, с которыми она теперь в конфронтации. Увы, уже в кассе меня предупредили — Сумской не будет. Как это часто случалось, пьеса шла без нее. И, как тоже часто случается, без Сумской великолепно обошлись — в конце концов у дублерши тоже замечательные ноги, которые она с глубоким проникновением в образ, почти по методу Станиславского, показывает публике, принимая ванну прямо на сцене.

Кстати, всем сомневающимся, жив ли сейчас Театр русской драмы, советую сходить именно на лермонтовскую пьесу. Кто знает, какие еще эксперименты продолжит Минкультуризма. А «Маскарад» стоит того, чтобы его посмотреть. Великолепный, ни на кого не похожий одноглазый Арбенин в исполнении Валентина Шестопалова — пот градом катится по его лицу, когда он не играет, а воистину переживает на глазах у публики трагедию ревности и эгоизма. Князь Звездич с манерными ухватками великосветского педераста. Потрясающая сценография, выдержанная в эстетике клипа. И ни одного лишнего движения — час сорок пять минут тебя держат в неослабевающем напряжении, обрабатывая музыкой, светом и потоком актерской энергии, которая водопадом низвергается со сцены. Потрясающая постановка о сиюминутности человеческих страстей на фоне вечности, олицетворенной гигантским раскачивающимся маятником во весь задник! Признаюсь, от киевского «Маскарада» я получил больше удовольствия, чем даже на гастролях МХАТа, привозившего в Киев булгаковскую «Белую гвардию».

Тогда почему же Минкульт вместо «Маскарада» упорно пытается загнать публику на «Ревизор»? Почему под раздачу попал именно Театр русской драмы? Почему «зарезали» Резниковича, а не кого-нибудь другого? Ответ прост: потому что новая власть мстительна, как ребенок. Чтобы завоевать авторитет, ей нужно было кого-то публично выпороть.

Резникович не скрывал, что поддерживает на выборах кандидатуру Виктора Януковича. Но точно так же не особенно скрывал это и Богдан Ступка в соседнем театре им. Франко. И там же тлел конфликт между ним и двумя «оппозиционерами» — Богданом Бенюком и Анатолием Хостикоевым.

Однако наказана именно Русская драма.

Почему?

Потому что русская.

старт

Бюллетень
СДПУ(О)

АРХИВ

2006
март
февраль
январь

2005
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2004
декабрь

 
на стартовую     наверх