Rated by MyTOP
Антология политических репрессий - Нарушение прав человека в Украине

Версия для печати

Виктор Приходько подал в суд на Минкульт

О.Бузина,

2000 (29.04-05.05.05),

29.04.05

Вот уж не гадал, что только что уволенный директор киностудии им. Довженко Виктор Приходько даст мне самое скандальное за мою журналистскую карьеру интервью. Сидя в своем кабинете в телекомпании «ПРО-ТВ» и потягивая вкуснейший чаек с лимоном, он комментировал свою отставку так, как до него у нас еще никто не делал — не стесняясь в выражениях и при этом каким-то чудом не выходя за рамки приличия. Причем на его устах блуждала блаженная улыбка человека, наконец-то избавившегося от несравненного счастья государственной службы.

— Вы сегодня ездили в Секретариат Президента. Что вам там сказали?

Еще ничего не сказали. Придется после встречи с вами снова ехать. Я еду, чтобы услышать мнение не из прачечной, а от власти, чтобы узнать, какую они собрались вести политику, и чем я мешаю. Для меня все, что происходит, выглядит дико. Я пытаюсь разобраться.

— А с какой формулировкой вас уволили?

Контракт со мной расторгнут юридически с совершенно неграмотной мотивацией, что незаконно. Это легко можно опротестовать в суде.

— Насколько я знаю, вы любите судиться...

— И буду судиться! Иск уже подан.

— Официально о вашем увольнении заявила министр Оксана Билозир на парламентских слушаниях по вопросам культуры. Какую формулировку она огласила?

За «невыполнение условий контракта». Но мне объявили ее за 15 минут до начала этих слушаний. Сама форма... Мне позвонил замминистра некий Николайко и трагическим голосом попросил приехать на встречу — прямо на перекрестке улиц. Я, честно говоря, подумал, что у него что-то случилось.

— Он курирует кино?

— В том-то и дело, что нет. Встретились на улице. Я вышел из машины. Он стоял там под деревом, сморщившись. Вручил мне две бумажки. Попросил на одной из них быстренько расписаться. Сказал: «Извини...» И убежал. Там было написано, что со мной расторгается контракт в связи с тем, что я не представил годовой финансовый план киностудии. Юристы тут же подняли документы — оказалось, что эта форма отчетности была упразднена два года назад, а вернулась, по-моему, 25 марта и представляется в свободной форме до 1 сентября текущего года. Юридически — это полный нонсенс, что говорит о непрофессионализме юристов Минкульта. Можно было придумать что-то повеселее и поточнее.

— Говорят, не лучшие умы идут сейчас на государственную службу в Министерство культуры...

— У меня есть такое подозрение, сформулированное еще Ильфом и Петровым. Помните, они говорили о теще Ипполита Матвеевича, что ее почтенный возраст не позволял надеяться, что она когда-нибудь поумнеет. С министерством действительно не сложилось.

— В прокуратуру еще не вызывали? Уголовных дел не шьют?

— Я не уголовный, я политический, судя по всему (смеется). В прокуратуру меня не вызывали, но до этого по инициативе пана Танюка за прошлый год у нас тут прошло проверок, наверное, около сорока — финансовых, юридических, профсоюзных, прокурорских. Было КРУ, Держмайно. Причем по многу раз подряд, что запрещено законом. Проверяли, как мы сдаем в аренду имущество, как распределяем деньги государственные, как мы тут ходим на работу, как сдаем драгоценные металлы...

— Откуда у вас тут драгоценные металлы? Вы что, открыли золотоносную жилу под бюстом Довженко?

Из старого оборудования 1936 года надо же выколупывать микросхемы, выплавлять оттуда серебро и сдавать по граммам.

— Уму непостижимо!

Я сам очень много узнал за год. Но проверки ничего не обнаружили. Но я знаю, что другие органы встречали проверяющих за проходной, садили в машину и говорили: «Вы должны найти убытков, нанесенных державе, минимум на миллион. Это ваше задание!». Но, прошу прощения, привет им всем, ни хрена они здесь не нашли.

— Так и напишем.

— Пишите.

— Там вам еще шили и то, что вы якобы распродали библиотеку киностудии, правда?

— У вас неправильная информация — то, что я ее сжег. На самом деле еще при предыдущем директоре библиотеки там было два наводнения. Причем ни на одно из них они не прореагировали. Как только я стал директором киностудии, мы сразу же отремонтировали музей и провели переучет книг. К сожалению, к моему приходу там осталось очень мало ценного. Как только я принял киностудию и увидел эти книги в лужах, директора библиотеки пришлось «попросить». По этому поводу есть даже судебный иск на тех, кто нас обвинял.

— На Танюка?

На него тоже. Но этот, по-моему, на Савельева. Есть такой режиссер и автор бессмертного сценария шестисерийного фильма о героизме Кучмы— как тот от пастуха деревенского дошел до уровня руководителя космической державы.

— Вы не шутите? Действительно есть такой сценарий?

Ходил тут, всех пугал, что он уже договорился обо всем с Кучмой — показывал фотографию, где Кучма вручает ему какой-то орден. Теперь он один из самых оранжевых здесь и снимает фильм с таким же успехом о Калнышевском — пугает теперь всех, что он как бы договорился о съемках этого фильма с Ющенко, который якобы дальний родственник Калнышевского. В общем, Ющенко теперь нас пугает. Это Савельев сказал, что мы сожгли библиотеку и вырубили довженковский сад, за что получил иск и заплатит киностудии, не помню, 10 или 20 тысяч компенсации. Они киностудии пригодятся.

— За что вы подали иск на Танюка?

На него несколько исков. Как минимум два. С Танюком у нас давняя история. Я, честно говоря, не был с ним даже знаком, но с первого дня моего назначения он требовал немедленно меня снять.

— Откуда такая ненависть?

Не знаю. Но сняли меня под его давлением. А иск я подал за то, что он во время революции выступил по телевидению (у меня на кассете есть дословно), а смысл сводится к тому, что я, не при вас будет сказано, имею группу лысых бандитов, которых переодел в оранжевую униформу и разослал по школам, чтобы выводить оттуда детей и класть их под танки. Кстати, они вместе с Оксаной Билозир были тогда в эфире.

— Он спорил с ней?

— Наоборот, она внимала. Там много было высказываний ценных. Он будет и извиняться, и платить штрафы.

— Что вы успели сделать за тот год, что были директором киностудии?

— Выловили всех бродячих собак. Алкоголикам на киностудии объявили сухой закон. Отремонтировали чертову кучу помещений. Впервые на студии появились туалеты, в которые не стыдно зайти. Сделали проходную — чтобы она как минимум вызывала уважение, а не была покрашена масляной краской. Избавились от большого числа арендаторов, не очень подходивших по специфике киностудии, — например, торговцев секонд-хендом. И главное— от людей, занимавших здесь большие и малые должности и просто разворовывавших киностудию.

— А что было запущено из фильмов?

По госзаказу министерство проплатило из 11 миллионов чуть больше шести. А по переоснащению киностудии в бюджете было забито почти 16 миллионов. Проплатили чуть больше семи. Министерство заказало «Богдана Хмельницкого», «Троянский Спас», «Татарский триптих» Муратова, причем на татарском языке, «Украденное счастье» в 4 сериях совместно с «1+1», некоторое количество дебютов — вроде бы и немного, но больше, чем было раньше.

— Чем вы так не угодили Оксане Билозир? Она так нервно восприняла свое посещение киностудии...

— Это же не ко мне вопрос. Я могу только сказать, чем мне не угодило министерство или Оксана Билозир.

— А вы скажите!

Некомпетентностью! И комиссарскими замашками. Кажется, Мидас все, к чему прикасался, превращал в золото. А все, к чему прикасается Министерство культуры, превращается в скандал. Со всеми людьми можно договориться. И со мной тоже. А устраивать вопли, уголовные дела, угрозы... Это что — 37-й год или 17-й скорее.

— Скорее 17-й. До 37-го не хватает массовости.

Сейчас время быстро идет. Может, и к этому придет — не исключено. В культуру пришли некомпетентные кадры. Помощница Билозир требует переаттестации журналистов — слышали ее высказывание, что всех журналистов, если не научатся «правильно» писать про Министерство культуры, заставят пройти тест на профнепригодность?

— А как это возможно?

— Это еще дедушка Фрейд сказал: «Любая оговорка свидетельствует о внутренней работе мозга». Значит, им хочется всех строить. Хотя, мне кажется, Министерство культуры должно помогать. А то, что не могут управлять некомпетентные люди, — это понятно.

— Вам не кажется странным, что певицу, не занимавшую верхних строчек даже в хит-парадах попсы, назначают министром культуры?

— Ну это же логика революционная. Видимо, либо были обязательства у кого-то, либо нехватка хороших кадров — должности же надо занять.

— Может, нехватка верных людей?

— В том числе. Она же там всех прессует тем, что кума Президента — вопросы решает, невзирая на то, законно ли, соответствует ли этике или морали. Она кума Президента, поэтому вопрос решит!

— Но говорили, что она вроде бы кума Порошенко, а не Ющенко.

Нет, Порошенко тоже кум Президента. У Президента много кумовьев. Он многодетный отец, слава Богу. Но я не уверен, что не угодил именно Билозир. Она по многим прошлась, как правильнее сказать, на метле или метлой. Я опять-таки возвращаюсь к Танюку, у нас проблемы с ним. Я — свободный человек, а ему, видимо, здесь нужен был свой. А так как у меня к нему на самом деле особое отношение как к бывшему агенту КГБ...

— Вы можете это доказать?

Да, я собираюсь делать пресс-конференцию. И буду это доказывать. Мой главный тезис — что нашей культурой и духовностью в течение 12 лет занимается агент КГБ, который был «успешен» и при Брежневе, и при перестройке, и при Кучме получал ордена. По-моему, он полностью дискредитирует новую власть. Он находится в списке «Нашей Украины». И все знают, что он — агент КГБ.

— У вас есть факты?

А вот, папка целая! Вот папочка, листайте — кличка «Тарас». Вот его доносы на Светличного, Черновола, Заливаху. Вот справка на Танюка из КГБ. Вот выдано ему задание. Вот рапорт, как его вербовали. Все это — ксерокопии настоящих документов. Легко проверить.

— А он скажет: «Я — не «Тарас». Что тогда?

Тут же есть акт его вербовки.

— Как вам удалось все это получить?

— Я об этом буду говорить. В прокуратуре есть зафиксированные показания, свидетельства (не устные!), как его вербовали, как по требованию КГБ его назначали на должность руководителя театра, несмотря на профнепригодность. И вот этот человечек продолжает руководить и настаивает на принятии решений, в том числе кадровых, — продолжает давить на ту же Билозир.

— Как вы думаете, она об этом знает?

Это вопрос на самом деле сложный. По ее поведению трудно определить.

— Что вы собираетесь делать после увольнения?

Мы уже подали иск о признании этого приказа недействительным. Буду добиваться судебного решения о его отмене. Я хочу восстановиться, а потом написать заявление и послать эту прачечную куда подальше. Но это будет мое решение. Это я сделаю, а не меня.

— Для меня остается загадкой, почему год назад вы согласились принять эту должность?..

Действительно загадка. Для меня самого. Мне неоднократно предлагал принять ее предыдущий директор Николай Павлович Мащенко. Он уходил снимать фильм и хотел, чтобы я что-то сделал с киностудией. Я — наивный человек. Хоть и не маленький. Мне казалось, что это будет кому-то надо, кроме меня. Но оказалось, что кроме ненависти незнакомых мне людей, я ничего не получил!

— Но вы же задели тех, кто заставлял покойного Быкова по остаточному принципу снимать на черно-белую пленку «В бой идут только «старики» в то время, как они шпарили на цвете совковую заказуху!

— Да, я этих людей и затронул. И горжусь тем, что их затронул. И тем, что меня уволили из Союза кинематографистов. Из него, насколько я знаю, был уволен только Параджанов.

— Так вы теперь диссидент?

Практически да.

старт

Бюллетень
СДПУ(О)

АРХИВ

2006
март
февраль
январь

2005
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
июль
июнь
май
апрель
март
февраль
январь

2004
декабрь

 
на стартовую     наверх